«Характер искусства». Антонина Софронова (1892 – 1966) в московских частных собраниях

Кликните для увеличения

 


Cовместно с агентством «Модерн Арт Консалтинг». Выставка приурочена к выходу из печати двухтомного иллюстрированного издания о творчестве художника

   «Национальное в искусстве не в сюжете, а в характере искусства. Это своего рода тембр или оттенок. Он складывается в предпочтении одних принципов или элементов живописных приемов – другим». А. Софронова. Из записок. 10 мая 1919

   Творческое наследие Антонины Софроновой – «русского Марке», как ее называли современники – занимает особое место в выставочной стратегии «Ковчега». Ее первая персональная экспозиция была показана галереей в конце прошлого века, осенью 1999. Выставка «Семейный портрет», где демонстрировались не только работы самой Софроновой, но и ее мужа, члена объединения «Бубновый валет» и деятеля «пензенского авангарда» Генриха (Андрея) Блюменфельда и дочери Ирины Евстафьевой, также оставивших заметный след в истории отечественного искусства ХХ века, открывалась в 2017-м. А ведь были еще многочисленные тематические экспозиции, показы в музеях.

   Такое постоянство не только знак последовательности галереи «Ковчег», но и кураторской уверенности в том, что искусство Софроновой, будь то живопись, графика, оформление книги или ее обращение к тканевым орнаментам, не потеряло актуальности и сегодня. Об этом же говорят интерес исследователей искусства ХХ века к ее наследию, многолюдность выставок, пристальное внимание собирателей. Произведения Софроновой хранятся сегодня во многих музеях, начиная с ГМИИ имени А. С. Пушкина, Русского музея и Третьяковки.

   Антонина Софронова родилась в 1892 в селе Дросково Орловской губернии в семье земского врача. После переезда в Москву в 1910 три года училась в художественной школе Федора Рерберга, а затем, с 1913 по1917 – в студии живописи и рисования Ильи Машкова. В 1914 участвовала в выставке общества «Бубновый валет», в 1917 – в выставках объединения «Мир искусства» в Петрограде (под фамилией Н.Ф. Блюменфельд) и в Москве под собственной фамилией. В 1919-1920 преподавала рисование в школах Орла и Орловской губернии, а затем – живопись и рисунок в Государственных свободных художественных мастерских в Твери. Тогда же познакомилась и работала вместе с Михаилом Соколовым и Николаем Тарабукиным, создала ряд конструктивистских композиций.

   В 1921 Софронова перебралась в Москву, где трудилась инструктором по ИЗО в Политуправлении Московского военного округа. К слову, жила сначала в мансарде в Большом Афанасьевском переулке, а позднее – в полуподвале на прежней улице Качалова, совсем недалеко от места нынешней выставки. Продолжила работу над конструктивистскими беспредметными графическими композициями. В 1923-1927 сотрудничала с журналами «Красная нива» и «Клуб», делала плакаты и обложки книг в разных издательствах. С разгаром нэпа, в 1924-1925 работала над серией «Типы московских улиц». В 1927 проиллюстрировала роман Леонида Леонова «Барсуки».

   В 1931 Антонина Софронова, сблизившись с Татьяной Мавриной, Николаем Кузьминым, Даниилом Дараном и другими художниками, стремившимися «рисовать в темпе жизни», участвовала в 3-й выставке группы «Тринадцать». Разгромная критика и обвинения в формализме обусловили в дальнейшем тихое, почти незаметное в публичном пространстве существование художников этого круга. В последующие годы Софронова работала над темой «Московский зоопарк», оформляла книги для издательства «Academia», зарабатывала как ретушер в издательстве Медгиз. В предвоенные годы создала серию портретов «Бывшие актрисы». В 1941 – эвакуировалась с семьей на Урал, в Миасс, потом в Башкирию. После войны вернулась в Москву, вступила в творческий союз, трудилась над иллюстрациями к произведениям Андрея Белого, Николая Гоголя, Александра Грина. Ее единственная при жизни персональная выставка открылась в Доме литераторов в 1962, за четыре года до смерти.

   Помимо представленных в экспозиции произведений из московских частных коллекций и семьи художника презентуемое издание содержит воспроизведения работ из многих российских музеев, а также развернутую информацию об этапах творческого пути Антонины Софроновой. В издании воспроизведено более 600 живописных и графических произведений художника, большинство из которых публикуется впервые. В таком количественном и качественном составе ее работы не только никогда не воспроизводились, но даже физически вместе последний раз оказывались несколько десятилетий назад. На сегодня это единственное, максимально полное издание об этом замечательном мастере. В дни работы выставки книги можно будет приобрести по специальной цене.

   Произведения для выставки предоставили московские коллекционеры, а также агентство «Модерн Арт Консалтинг» и галерея «Ковчег».

   
 
Symbol