«Открытая галерея» — Галерея «Ковчег»
   Эта выставка должна была открыться одиннадцатого июня: в день рождения Натальи
Тамручи. Но из-за пандемии ее открытие перенеслось на месяц. В проекте «Искусство
как область свободы. Круг Тамручи» объединятся художники, друзья и
единомышленники Натальи Тамручи, на протяжении многих лет работавшие с ней. Все
произведения, предоставленные для экспонирования, участвовали в проектах Тамручи в
разные годы. Выставка пройдет в пространстве бывшей «Открытой галереи» — сейчас
пространстве галереи «Ковчег», которую Наталья Тамручи несколько лет назад
пригласила для совместной работы.
   Возникновение «Открытой галереи» Тамручи в 2009 году совпало с
«институциональным прорывом», совершенным в «нулевые» российским современным
искусством. Из полуподвальной творческой мастерской в районе Нового Арбата
Наталья Тамручи создала современное выставочное пространство, и очень скоро
«Открытая галерея» стала заметной точкой на арт-карте Москвы. Многочисленные
выставки галереи — «Тайная жизнь тел» (2009), «Мужское начало» (2009),
«Воспоминания и сны» (2010), «Место действия» (2012) и другие строились как диалог
между искусством московских концептуалистов — Андрея Монастырского, Игоря
Макаревича и Елены Елагиной, Ирины Наховой и произведениями молодых, часто
малоизвестных на тот момент, художников — Андрея Кузькина, Ивана Лунгина,
группы МишМаш, Ивана Дубяги, харьковского фотографа Владислава Краснощека и
многих других.
   Вопросы, которые ставила Наталья Тамручи в своих проектах, не относились к области
«чистого искусства». Проблемы кризиса самоидентификации, взаимосвязи тела и
сознания, соотношения вымысла и действительности, — их проекции и конфигурации в
художественных практиках стали способом размышления о современной реальности.
Искусство для Тамручи было не одной из сфер приложения ее многочисленных
талантов, но сущностью, по которой она сверяла все прочие этапы своего жизненного
пути. Чем бы ни занималась Тамручи — галереей, дизайном, архитектурными
проектами, — для нее всегда было важно понятие «круга», общности языка и взглядов.
   В своей известной статье «Безумие как область свободы» Наталья Тамручи исследовала феномен безумия как способа защиты «от атаки реальности» в жизни и творчестве
художников советского андеграунда ХХ века. Понимание искусства как «области
свободы» стало для нее константой, защитой от вызовов внешнего мира служила
искренность и острота высказывания. Легко обнаруживая эту «константу» и в искусстве
средневековья, классики, среди лозунгов французских ситуационистов 1968 года,
Наталья Тамручи умела чувствовать искусство «tale quale», вне периодизаций и
заданных канонов. В качестве куратора «Открытой галереи» Тамручи поднимала
вопросы, актуальные для художественных практик ХХI века, но каждая ее выставка
превращалась в целостное высказывание
по одному из «вечных» вопросов.
   Наталья Тамручи (11.06.1955 — 25.01.2020) — историк искусства, куратор, дизайнер. В
1989 Тамручи стала одним
из первых сотрудников сектора новейших течений Музея-заповедника «Царицыно»,
сыграв важную роль
в комплектовании его будущей коллекции и организации выставок. Среди ее проектов
выставки In de USSR en Erbuiten (Амстердам, 1990), Soviet contemporary art from thaw to
perestroika (Токио, 1991), «Соц-арт» (в здании бывшего Музея Ленина, 1993).
С середины 1990-х занималась интерьерным дизайном, реализовав ряд успешных
проектов, отмеченных профессиональными премиями.
   В 2009-м Наталья Тамручи создала «Открытую галерею», представлявшую художников
круга московского концептуализма и актуального российского искусства. Лауреат
Государственной премии в области современного искусства «Инновация» (2017) в
номинации «Книга года: теория и история современного искусства» за книгу «Право на
жизнь» (2016), посвященную творчеству художника Андрея Кузькина.