Константин Истомин. Маленькие рисунки и акварели

Кликните для увеличения

 

   Выставка Константина Истомина (1887–1942) в Инженерном корпусе Третьяковки чуть больше года назад стала первым большим межмузейным показом, который знакомил с этапами творческого пути автора хрестоматийно известной картины «Вузовки» (1933), много десятилетий экспонирующейся в постоянной экспозиции ГТГ. Произведения для выставки предоставили российские музеи, частные коллекционеры и галерея «Ковчег», давно работающая с архивом мастера.

   За эти годы в рамках проекта «Возвращение Константина Истомина» «Ковчег» занимался систематизацией его работ и организацией реставрации живописи и графики, подготовил издание о художнике (2008), провел его персональные выставки (2008, 2016, 2019), а также показал несколько сюжетных экспозиций с его участием. Стараниями «Ковчега» произведения Истомина теперь есть в коллекциях ГЦТМ имени А. А. Бахрушина, ГМИИ имени А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галереи и Тверской областной картинной галереи.

   Отправляясь с началом войны в эвакуацию, Истомин оставил весь свой творческий архив – холсты, акварели, рисунки – своему ученику Леониду Казенину, который и стал, после смерти мастера в 1942 году в Самарканде, хранителем истоминских произведений на несколько десятков лет. Важно понимать, что это не был ряд «избранных» работ, но именно архив, где наряду с фундаментальными произведениями имелись вещи чрезвычайно камерные. Таким обычно не находится места в больших музейных проектах – просто в силу их несоразмерности большим пространствам экспозиционных залов.

   Между тем, в обширном графическом наследии Истомина немало вещей, которые, хотя и помещаются на ладони, несут все приметы полноценного художественного произведения. Как не вспомнить тут другого мастера маленького рисунка, Михаила Соколова. С его лагерной графикой соизмеримы некоторые истоминские миниатюры, зачастую также выполненные подручными материалами – вроде сделанной на ипподроме серии рисунков на картонках от упаковок папирос «Наша марка» и «Строим». В целом же, речь не о зарисовках, набросках или беглых эскизах (помимо занятий станковым искусством Истомин отдал дань театру, книге и монументальным работам), но о полноправных рисунках тушью, простым или цветными карандашами, а также акварелях. Нередко, обращаясь к той или иной теме, будь то скачки, жизнь деревни, будни металлургов Керчи или рыбаков Каспия, наблюдениям за пейзажем, художник работал графическими циклами. Иногда эти листы оказывались прототипами полноформатных работ (таков, например, акварельный прообраз картины «На Каме» (1934) из собрания ГРМ), но нередко Константин Истомин вполне удовлетворялся и тем, чего в результате творческих поисков ему удавалось добиться в камерном формате. Такие сюжеты не встретишь ни на хостах, ни в более «капитальных» работах на бумаге.

   Очередная персональная выставка в «Ковчеге» дает уникальную возможность прикоснуться к камерному истоминскому рисованию, прежде остававшемуся в тени более заметных его работ. Всего несколько листов ранее представали перед зрителями. Названия и датировки впервые представляемых работ основаны на сведениях из рукописного каталога, составленного Леонидом Казениным и его дочерью Мариной Казениной.

 
Symbol