«Роман Усачев. Простая жизнь»

Кликните для увеличения

 



   Художник Роман Усачев прежде уже участвовал в ковчеговском выставочном проекте «Кухня» и более ранних галерейных экспозициях, периода выставок Клуба живописцев в его последней редакции. Теперь, по случаю апрельского пятидесятилетия автора, галерея и художник делают следующий шаг навстречу друг другу и представляют персональный выставочный проект.

   За Усачевым уже закрепилось амплуа художника-портретиста, однако главный «герой» новой выставки – повседневность. Как пелось в давней эстрадной песне, «возможно, в Одессе, возможно, в Иркутске, возможно, в Тамбове, возможно, в Орле». Незамысловатые бытовые сюжеты, вроде расчесывания волос, сборов перед выходом из дома или безмолвного самосозерцания лишены чрезмерной повествовательности и уж, тем более, дидактики. Персонажи холстов связаны друг с другом неочевидным образом, так что в какую-нибудь лаконичную «историю одной семьи» эти изображения не складываются. Скорее, это архетипы ежедневного существования; так живет пол-страны, да и не одной страны. Готовят еду и кормят детей на совсем не хай-тековских кухнях, существуют в интерьерах, заполненных предметами прошлых десятилетий, передвигаются по непарадным улицам провинциальных городов. И даже затруднительно сказать: происходит изображенное вчера или несколько десятилетий назад.

   Это ощущение универсальности времени действия усиливает сам строй живописи – обобщенной, лишенной внешних эффектов. Кажется, в равной мере восходящий и к отечественному искусству предвоенных десятилетий (опять-таки, в наиболее приватной, камерной, лишенной казенного пафоса и «метаморфоз соцреализма» его части), и к искреннему искусству шестидесятников. Все же, в Суриковском институте, уже после учебы в родной Твери, в числе главных учителей Романа Усачева был Павел Никонов.

   
 
Symbol