По традиции, декабрьские выставки чуть менее угрюмо-серьезны, чем в прочие месяцы. Может быть, потому что год заканчивается, и есть надежда на нечто новое, оптимистичное… О персонажах предновогоднего ковчеговского проекта рассказывает молодой искусствовед Ксения Погорелая:
   - Заяц идёт с человеком бок о бок с начала времён. Как примета мирной жизни он появился в изобразительных сюжетах пребывания человека в раю — занимая там особое место. Заяц, по-видимому, первое животное, получившее своё имя от Адама, а также любимое его животное, которому было дозволено сидеть у самых его ног или на коленях.
   «Зайцы (лат. Lepus), — сообщает нам Википедия, — распространены везде, кроме Австралии и Антарктиды, отличаются длинными ушами, коротким поднятым хвостом, недоразвитыми ключицами, длинными задними лапами, что позволяет им двигаться прыжками. Зайцы живут поодиночке или парами, они не роют нор, а сооружают гнёзда в небольших ямках. Зрение у зайцев слабое, обоняние — хорошее, слух — превосходный. Беззащитность по отношению к многочисленным врагам делает их крайне осторожными и скрытными».
   Мода на зайцев в европейском искусстве началась в XIII веке. С перемещением книжных центров из монастырей в города зайцы наводнили поля рукописей. Ни один средневековый манускрипт не обходился без них. Появилось много сатирических сюжетов; заяц в них нередко шут-перевёртыш (он гонится за собакой или нападает на трусливого рыцаря), но обычно он заменяет человека в системе нарисованного мира (наряжается в доспехи, бьёт в колокол, играет на музыкальных инструментах, поклоняется даме сердца, печёт хлеб). Ни один зверь не делает столько человеческого и так с человеком не ассоциируется. Заяц обогащает мир книжной миниатюры и мир символический, выражая обилие, богатство творения.
   Вот и у Анны Филипповой, чью выставку представляет галерея «Ковчег», зайцы на своём исконном месте — в раю. Как и все тамошние обитатели, это существа разумные и одухотворённые. Зверь у художника абсолютно самоценен: он не только дополняет сюжеты с человеком или заменяет его в человеческих делах. Во многих работах зайцы действуют самостоятельно, и наблюдать за ними не менее интересно. Так, например, зайцы предвидят изгнание, долгий путь человека и ему сочувствуют. Сопровождают его, присматривают, страдают за его грехи.
   История русской профессиональной художественной керамики начиналась в Абрамцево. В 1899 году здесь была создана экспериментальная керамико-художественная мастерская, где возрождать ручное гончарное искусство и восстанавливать уникальные усадебные печи с красочными изразцами XVII века взялись талантливые художники. Среди них — Михаил Врубель и технолог Пётр Ваулин. Живущая и работающая в Абрамцево сегодня Анна Филиппова — автор серий «Зайцы в раю» и «Воспитание зайца».
   При кажущейся простоте изразец — искусство технологически сложное. Наряду с изразцами в экспозиции представлены рисунки шариковой ручкой на тонких альбомных листах, выросшие в самостоятельное творческое усилие. Здесь всё те же зайцы-страдальцы за человечество.