Будет ласковый дождь

Кликните для увеличения

 


При участии Клуба коллекционеров графики
Евгения Буравлева, Александр Кабин, Евгений Кравцов, Егор Плотников, а также Утагава Хиросигэ, Иван Шишкин, Александр Бенуа, Елизавета Кругликова, Павел Шиллинговский, Николай Кузьмин, Борис Кустодиев, Евгений Лансере, Татьяна Маврина, Ростислав Барто, Станислав Никиреев и другие авторы

«Будет ласковый дождь, будет запах земли,
Щебет юрких стрижей от зари до зари…»

Сара Тисдэйл. Будет ласковый дождь. 1920

«Будет ласковый дождь,
и ветер поможет взлететь,
и сбудется всё, чего ждёшь…»

Вера Матвеева. 1970

«…Не дождались мы и обычных, идущих
как по расписанию июньских дождей.
Надо было готовиться к худшему».

Л. И. Брежнев. Целина. 1977

   И о погоде. «На улице шел дождь. Метеокоробка на наружной двери тихо пела: «Дождик, дождик целый день, плащ, галоши ты надень…» Дождь гулко барабанил по крыше пустого дома». Это – из «Марсианских хроник» Рэя Бредбери, из его одноименного с нынешней экспозицией научно-фантастического рассказа. Прежде в «Ковчеге» случалось немало выставок, как казалось тогда самим устроителям, некоторого «социального звучания»: «Образы нэпа», «Марш энтузиастов», «Слушали – постановили», «Все в сад!», «Догоним и перегоним», а также «Кафка» и «Время берез». Новая выставка – попытка попробовать себя в более созерцательном амплуа. Может быть, это тоже примета наступившего времени, когда даже в словах «дождь» или «радуга» кому-то слышится неблагонадежный подтекст.

   «Наш Художественный театр отличается от многих других театров тем, что в нем спектакль начинается с момента входа в здание театра», - сообщал Станиславский в своем знаменитом Письме цеху гардеробщиков МХАТ. Но если театр начинается с вешалки, то выставка начинается с погоды на подступах к галерее; идея нынешней экспозиции родилась в прошлогоднем чрезвычайно дождливом июне. Тем более, дождь, не обязательно именно летний – из числа тех мотивов, что встречаются в изобразительном искусстве на протяжении столетий. Скажешь: «дождь» – и тут кому Иван Шишкин с картиной «Перед грозой», с ее иссиня-свинцовым российским небом привидится, а кому и гроза над испанским Толедо. Если даже не непосредственно ливень, то прочие «сопутствующие товары»: «снова грязь непроезжих дорог», лужи и сапоги, зонты и плащи, громы и молнии, «эти радуги и тучи – будто что-то впереди»… Изобразительный мотив неизбывный, из числа любимых «Ковчегом» так называемых «обиняков»: неглавных, но постоянно и разнообразно воплощаемых в искусстве тем.

   «Ковчег» никогда не ощущал себя ни антикварной галереей, ни прибежищем сугубо современного искусства; главная, как всегда казалось кураторам, галерейная тема – это связь старого и нового, преемственность творческих поколений. Подчеркнуть такую преемственность в работе над «темой дождя» призвана структура нынешней выставки. Четыре персональные экспозиции наших современников-живописцев (с двумя из них галерея взаимодействует впервые; большинство произведений создавались специально для нынешнего показа) соединены блоком работ из московских частных собраний. Клуб коллекционеров графики под водительством Сергея Подстаницкого подготовил консолидированную экспозицию из произведений мастеров станковой графики XVII–ХХ веков с сюжетами на темы дождя и сопутствующих ему катаклизмов – начиная буквально со Всемирного потопа в резцовой гравюре Жерара Одрана (ок.1683) и Жертвоприношения Ноя, гравированного Джузеппе Розаспина по оригиналу Пуссена (ок. 1797).

   …В последней редакции рассказа Бредбери его действие происходит летом 2026 года. Мы – немного с опережением. И не забудьте зонтик!

   
 
Symbol