Артур Фонвизин.
«Москва – Караганда и обратно»
«Москва – Караганда и обратно»
   Это вторая выставка произведений Артура Владимировича (Вольдемаровича) Фонвизина (1882–1973) в «Ковчеге». Его персональная экспозиция 1994 года, подготовленная тогда вместе с сыном художника Сергеем Артуровичем, была одним из наиболее заметных ковчеговских показов нашей «первой пятилетки». Многие представленные листы, в ту пору хранившиеся в семейном собрании, ныне обретаются в частной коллекции. В общем, провенанс у экспонатов нынешней выставки безукоризненный. Для наследия мастера, во все времена чрезвычайно востребованного художественным рынком, имевшего немало учениц, последователей и подражателей, это немаловажно. Прожив долгую жизнь, Артур Фонвизин оказал немалое влияние на многих, в общем, совсем не схожих художников: от Аллы Беляковой до Анатолия Зверева.
   Фонвизин – это, прежде всего, акварель. То есть, работы маслом у художника тоже случались, особенно – в начале его творческого пути, в первые два десятилетия ХХ века, но все же, произведения, написанные им водными красками – его «визитная карточка». «Артур Фонвизин открыл новую акварель. Артур проложил ей путь на столетие вперед. Найдется ли еще художник такой поэтики, такой романтики красок, такого трепетного психологизма? На его картинах краски горят, мерцают, переливаются — даже черная и белая», – писал о Фонвизине живописец Александр Древин.
   В молодости Артур Фонвизин – участник выставок «Голубая роза» (1907), «Венок—Стефанос» (1907—1908), «Золотое руно» (1908—1909), первой выставки «Бубнового валета» (1910), выставок «Союза молодёжи» (1911), «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913); художник состоял также в «Мире искусства». Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (откуда был исключен одновременно с Михаилом Ларионовым и Сергеем Судейкиным). В 1904-м он переехал в Мюнхен, где продолжил обучение частным порядком. Первый зал нынешней ковчеговской выставки, можно сказать, посвящен взаимодействию автора с европейской культурой: представлены вольные акварельные переложения изобразительных сюжетов мастеров прежних веков, композиции к «Тысяче и одной ночи» и произведениям Э. Т. А. Гофмана.
   Разумеется, «хрестоматийный» Фонвизин, его ловкие и эффектные женские портреты и натюрморты с цветами, его «Извозчики» и цирковые наездницы также есть в экспозиции. Однако настоящим открытием для зрителя должен стать впервые так полно представленный его карагандинский цикл. Имея в роду немецкие корни, в первые годы ХХ века художник так и подписывался: фон Визен. В 1937-м, во время кампании по борьбе с формализмом в искусстве, он был причислен к «шайке формалистов» («три Ф»: Фальк, Фаворский, Фонвизин). А в 1942-м из-за немецких корней был выслан в Казахстан. Удивительно, но акварели, написанные Артуром Фонвизиным в цикле «Караганда», лишены какой-то специфической сюжетной повествовательности – в них цвет по-прежнему остается главным изобразительным средством мастера. Если бы не заступничество Владимира Татлина, Веры Мухиной, Сарры Лебедевой и других художников, Казахстан мог стать последним адресом в его биографии. Еще одна малоизвестная страница творчества мастера, также представленная «Ковчегом» – его черно-белые пейзажные зарисовки, выполненные в конце 1950-х в подмосковной деревне Коротьково.