«Мария Мыслина. Среда обитания»

Кликните для увеличения

 

   Выставка – третье фундаментальное обращение галереи «Ковчег» к наследию Марии Владимировны Мыслиной (1901–1974), и это помимо регулярного участия ее работ в сложносочиненных проектах галереи. Последнюю из ее больших выставок, осуществленную «Ковчегом» в 2015, сопровождал альбом, изданный галереей в рамках долголетнего проекта «Незабытые имена». Но многие листы, сохранившиеся в частном собрании, не только в нем не воспроизведены, но ранее не экспонировались и теперь предстают перед зрителями впервые. Так что выставка дополняет представление о художнике даже для завсегдатаев галереи.

   Наследие Мыслиной, сохраненное в нескольких московских домах (так, ее работы некогда передала в «Ковчег» Лариса Петровна Барто-Галанза, вдова художника Ростислава Николаевича Барто. Теперь же мы впервые показываем немало вещей, хранившихся в семье Ирэны Станиславовны Чувелевой, близкой подруги Марии Владимировны, или, как ее звали в домашнем кругу, Муси) охватывает, в основном, последние десятилетия ее жизни – в силу изломанности биографии автора, которому пришлось пройти сталинские лагеря и последовавшую за ними жизнь за сто первым километром от столиц. В семье Чувелевых сохранилась рукописная автобиография, из которой следует, что Мария Мыслина сделала первые шаги под руководством Константина Коровина, затем – в студиях Ильи Машкова и Михаила Леблана, в Государственном институте театрального искусства, в студии АХРР. 1929 она считала годом начала своего творческого пути. Мыслина была женой художника Владимира Каабака. Он разделял убеждения левых эсеров, успешно работал в промграфике в первые годы советской власти. В 1937 арестован и вскоре расстрелян. Как член семьи изменника родины (ЧСИР) Мария Мыслина была осуждена на восемь лет исправительно-трудовых лагерей. Отбывала срок в АЛЖИРе (Акмолинском лагере жен изменников родины), в Карлаге (Долинка). Там, при клубе, вместе с художником Лидией Покровской она оформляла спектакли. Как сообщает об этом сайт Владимиро-Суздальского музея-заповедника, с 1942 по 1944 Мыслина – «художник в системе МВД». Не имея права после освобождения вернуться в столицу, жила в Чувашии, в 1946 переехала во Владимир, с 1947 участвовала в выставках. В 1955 Мария Владимировна Мыслина была реабилитирована и возвратилась в Москву.

   На выставке в галерее «Ковчег» представленные работы сгруппированы по «местам обитания» Мыслиной в период с начала «оттепельных» 1960-х. Прописанная наконец в Москве, к матери на площадь в девять квадратных метров, Мария Владимировна предпочитала перемещаться по более привольным адресам: дачам друзей, южным домам творчества. Дача у пруда в подмосковном Быково – одно из таких мест, где имелась возможность работать не только летом, но и продуктивно использовать часть осени. Здесь, помимо зарисовок дачного быта, были созданы несколько детских портретов Вани Чувелева, внука Ирэны Станиславовны, ныне архитектора – это наиболее ранние экспонаты выставки. Особый сюжет в акварелях, темперах и рисунках Марии Мыслиной – серия «портретов» антикварного кресла, а также интерьеров с его присутствием. Скорее всего, этот – на самом деле, очень небольшой – осколок прежней благополучной жизни был многократно запечатлен в квартирке на тогдашней улице Чайковского, ныне Новинском бульваре, неподалеку от сегодняшней дислокации галереи «Ковчег». Или это уже квартира №23 в доме номер пять на Пресненском валу – последний московский адрес художника… В одной из дальних поездок Мыслина познакомилась с художником Барто, и он увлек ее работой в технике монотипии, которой владел виртуозно. Вероятно, тогда же, в 1960-е, она была знакома с Василием Алексеевичем Ватагиным – по крайней мере, в ее наследии сохранился цикл акварелей, изображающих знаменитого анималиста за работой. Мыслина и сама любила рисовать в Московском зоопарке – не только зверей и птиц, но и старые деревья. Вековые стволы – одна из узнаваемых тем ее творчества; они одинаково увлекали ее и в Москве, и в Горячем Ключе, в Доме творчества на популярном советском курорте Краснодарского края.

   Анималистика – не самый распространенный, но требующий особого мастерства жанр; Мария Владимировна владела им в полной мере. Опыт рисования зверей и птиц с конца 1950-х был полезен ей в работе над серией изданий, выпущенных по заказу Центрального института санитарного просвещения: «Утро в зоопарке», «Мишки – спортсмены», «По грибы»… А ее популярная в свое время предновогодняя почтовая открытка со снегирями, если верить сайту Госкаталога, хранится сразу в нескольких российских музеях. Впрочем, многие произведения Мыслиной в музейных собраниях (только во Владимире их более сотни), выполненные, что называется, ради выживания их автора, заметно уступают представленным на выставке вещам, написанным не по принуждению и повествующим о поздних годах частной жизни человека, прожившего долгую и не слишком счастливую жизнь.

   
 
Symbol