«Аллеи культуры, лужайки отдыха»

Кликните для увеличения

 

   «Ковчег» уже не раз обращался к сюжетам, постоянно присутствовавшим в отечественной культуре завершившегося столетия. В предыдущих выставочных сезонах таковы были экспозиции «Память нёба» (еда в российском искусстве), «Акварель и время» (эволюция акварельной лирики), «Сто лет с огоньком» (курение и курильщики как предмет изображения), «На солнечном пляже в июне...» (отдых у воды в искусстве ХХ века), «Слушали - постановили» (рисование на всякого рода собраниях), «Желтые страницы» (газета и изобразительное искусство ХХ века). В работе над данной экспозицией кураторы отчасти вдохновлялись книгой «Цветоводство», выпущенной Государственным издательством колхозной и совхозной литературы «Сельхозгиз» в 1937 году.

   Подход к садово-парковой теме с социально-классовых позиций показался достаточно структурообразующим для проекта, по мере возможности анализирующего эволюцию избранной темы. «В капиталистических странах парки и сады имеют ярко выраженный отпечаток господствующих классов. Не менее типичны в этом отношении были сады и парки царской России. Царь, придворная знать, помещики и капиталисты владели огромными площадями роскошных парков и садов, но, конечно, рабочему и крестьянину в эти владения не было доступа так же, как и в большинство общественных парков и садов, которые заботливо охранялись от «черного люда», - говорится в издании. - В Советском Союзе парки культуры и отдыха являются учреждениями совершенно нового типа, где культурный отдых широких масс трудящихся сочетается с политико-воспитательной работой, где создается новый быт. За границей парками пользуются капиталисты, а у нас будут пользоваться пролетарии - кузнецы, токаря, ткачи, машинисты, сапожники».


   Условными рамками проекта был выбран ХХ век, однако в действительности экспозицию открывали два выполненных в 1876 году сепией и карандашом листа академика Константина Трутовского - «У помещичьего дома» и «На аллее» из собрания Вологодской областной картинной галереи, а завершала - акриловая живопись Владимира Сальникова 2006 года на сюжет, связанный с усадьбой «Кусково». Первое приглашение к участию в очередном межмузейном проекте «Ковчег» разослал всего за неделю до громких пропаж в Эрмитаже. Так что при принятии положительных решений об участии в «садово-парковой» выставке музеям приходилось проявлять известное мужество, действуя в новых «конкретно-исторических» обстоятельствах. Тем не менее, список участников экспозиции удалось сформировать; устроителям также помогли галереи, коллекционеры и художники. В результате, за каждое десятилетие ХХ века отвечало «пропорциональное представительство» авторов: сначала - Александр Бенуа, Михаил Ларионов, Елизавета Кругликова, Зинаида Серебрякова, затем - Дмитрий Митрохин, Ольга Соколова, Натан Альтман; «под занавес» - Тимур Новиков, Ирина Затуловская, Константин Батынков. Разумеется, этот список не исчерпывает десятой части имен, которые были задействованы в экспозиции, иногда - громких, иногда - почти неизвестных. Как и в случае с предыдущими выставками «Ковчега», посвященными вековым «лейтмотивам», экспозиция оказалась лишь дайджестом неисчерпаемой темы, поскольку карусели, фейерверки, лодочные станции и танцплощадки волновали сотни отечественных живописцев и графиков даже в самые непростые для страны времена.

В подготовке экспозиции принимали участие:
Государственный архив Российской Федерации,
Государственная Третьяковская галерея,
Государственный музей Востока,
Государственный музей В.В. Маяковского,
Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим» (г. Истра),
Ярославский художественный музей,
Вологодская областная картинная галерея,
Тверская областная картинная галерея,
Картинная галерея г. Красноармейска,
а также коллекционеры и художники.

 
Symbol