«Ждем, когда заговорит телевизор»

Кликните для увеличения

 

   ...Зять Сергея Георгиевича Степанова, тракторист Геннадий Твердохлеб однажды спал на траве под стожком соломы. А другой тракторист случайно на него наехал и отрезал ему голову. Прискорбнейший случай нашел отражение в нескольких рисунках, один из которых  - с невозмутимой авторской надписью на обороте: «Так лежит мой зять в гробу без головы. Фото не получилось, а у меня получилось».

   Степанов - плотник из Орска, инвалид войны, неодолимое желание рисовать почувствовал в середине 1960-х. Его сюжеты - городские и сельские пейзажи и жанровые сцены (название нынешней выставки заимствовано у одного из таких листов), портреты современников, обширная «больничная» серия... Встречаются даже попытки создания агит-плакатной графики - призывающей то к сбору урожая, то на борьбу с браконьерами. Помимо очевидных художественных достоинств этих рисунков и акварелей, о значении его творчества говорит хотя бы тот факт, что изданная в середине 1980-х годов в Лондоне энциклопедия наивного искусства, включающая около 800 имен и представляющая мастеров из 48 стран, в числе немногих - отечественных авторов упоминает и его имя.

   Незадолго до смерти Степанова его произведения были включены в обширную экспозицию «Ковчега» - «Нерассказанный мир» (это название было подсказано прозой Андрея Платонова, столь же пронзительной, как и произведения наивных художников). Однако на сей раз «Ковчег» вновь обратился к показу этого творческого наследия, составив мемориальную выставку Сергея Георгиевича преимущественно из ранних работ времен учебы в столичном ЗНУИ (Заочном народном университете искусств). Слишком уж очевидны становятся параллели между той повседневностью, которую в своих рисунках и акварелях изображал орский самородок в эпоху брежневского «застоя», и некоторыми приметами сегодняшнего дня.

 
Symbol