Живопись и графика 1950 – 1960-х годов.
За четыре года до того, осенью 2000-го, пресс-релиз первой выставки «Музея» начинался следующими пояснениями. «Если правду говорят о том, что где-то есть искусство актуальное, существенное для настоящего момента (определение из словаря Ожегова), то, видимо, встречается и полная его противоположность: станковое искусство, утверждающее ценности вневременные, универсальные эстетические, да и вообще человеческие. Мы давно привыкли к тому, что каждое десятилетие завершающегося столетия для нас символизируют пять-десять художнических имен. За каноническими фамилиями встает образ прошедшего времени, но подлинный потрет любой эпохи недостоверен и без искусства неангажированных художников «второго ряда», стремившихся следовать природе художественного творчества и собственной честности. Желание восстановить справедливость по отношению к их наследию и привело к работе над выставочным проектом».
Если первая «серия» ограничивалась периодом до 1940-х, то данная призвана обозначить путь отечественного искусства 1950-х - 1960-х годов. Такая задача и проще, и сложней. С одной стороны, меньшая, чем в первой «серии» проекта, временная дистанция позволяет отбирать экспонаты и имена из десятков возможных. С другой - советское/российское изобразительное искусство второй половины ХХ века уже не раз подвергалось всевозможным трактовкам, классификациям и даже рейтингованиям. Тем не менее, представляется, что все уже случившиеся попытки «упорядочения» не безукоризненны, а наиболее поспешные из них даже успели стремительно устареть.
Многие художники первых послевоенных десятилетий так и не решились сменить систему сугубо цеховых критериев качества, восходящую к искусству более раннего времени, на одинаково гарантированный успех плакатно-социального «прямого авторского высказывания» - не важно, на языке соцреализма или «другого искусства». А потому, так и не оказались адекватно восприняты даже в профессиональной среде и, как следствие, были недооценены. Задача очередной экспозиции «Музея неактуального искусства» - в напоминании их имен, попытке осознать масштаб творчества тех авторов, кто пока не попал в разряд символов своей эпохи. «Расстановка фигур» в искусстве недавних лет уместна лишь в ситуации, когда пресловутый контекст времени будет изучен полно, без пробелов и, по возможности, непредвзято.
Экспозиция была создана при при содействии компании «Экспо-Парк. Выставочные проекты»