Цикл выставок "Незабытые имена".
Экспозиция, которой «Ковчег» открыл свой XVII выставочный сезон, была подготовлена в цикле «Незабытые имена». Этот долгосрочный галерейный проект, начатый еще в 1993 году, по-прежнему кажется нам чрезвычайно плодотворным: история отечественного искусства ХХ века и сегодня содержит немало «белых пятен»; множество замечательных мастеров так и остались в тени - в силу обстоятельств жизни страны или подробностей собственных биографий. Показ творческих наследий несправедливо забытых российских художников, напоминание их имен и демонстрация уцелевших произведений - главная задача этого цикла.
В ряду таких, не слишком сегодня известных, авторов - братья Нюренберги, Амшей и Давид. Оба родились в Елисаветграде Херсонской губернии в семье архитектора-подрядчика, оба начинали творческий путь в Одесском художественном училище у К. Костанди. В последующие годы их дороги в искусстве не то чтобы разошлись, однако складывались все-таки по-разному. В процессе работы над экспозицией устроителям оказалось значительно легче обнаружить в музейных запасниках произведения старшего из братьев, Амшея. Та часть выставки, которая представляла творчество Давида, была собрана, по преимуществу, усилиями его дочерей, которые сохранили наследие отца.
Амшей Маркович Нюренберг после шести лет учебы в Одессе (1904 - 1910) продолжил получать профессиональное образование в частных академиях Парижа (1911 - 1912). Тогда же познакомился с Марком Шагалом, с которым в течение года делил мастерскую в общежитии художников La Ruche (Улей) на улице Данциг. С 1910 начал участвовать в выставках, был членом объединений ТЮРХ (Товарищество южно-русских художников), «Товарищество независимых художников» (1918, Одесса), НОЖ (Новое общество живописцев) (1922), «Московские живописцы» (1925), АХРР - АХР (1926 - 1929). В 1918 руководил частной студией «Свободная мастерская» в Одессе. В 1919 заведовал отделом искусств губкомиссии музеев в Одессе. С 1920 работал в «Окнах РОСТА» под руководством В. Маяковского. В 1922 читал во ВХУТЕМАСе лекции по современному западному искусству. В 1922 - 1925 работал художественным рецензентом в газете «Правда». В 1927 по направлению А.В. Луначарского находился в творческой командировке в Париже. Позднее в течение двух лет работал художником в Музее революции.
Давид Маркович Девинов-Нюренберг принимал участие в Первой мировой войне, стал Георгиевским кавалером. В период гражданской войны примыкал сначала к анархистам, затем участвовал в боях в качестве командира Красной Армии. Один выразительный эпизод из биографии обоих братьев упомянут Амшеем Нюренбергом в книге воспоминаний: когда власть в Одессе перешла в руки белогвардейцев, «за организацию моего отъезда взялся мой брат, художник Деви, красный партизан. Человек смелый, большой инициативы и энергии». В 1920 Давид приехал в Москву, поступил во ВХУТЕМАС к П. Кончаловскому. В 1922 вступил в АХРР, участвовал в выставках; взял творческий псевдоним Девинов. В 1920-х годах бывал в поездках на Кавказе и в Средней Азии, позднее - в творческих командировках на многих стройках социализма. С 1932 - член Союза художников. В годы Отечественной войны эвакуирован с семьей в Кировскую область. По возвращении в Москву писал на заказ портреты вождей, жанровые полотна идеологического характера, сочетая эту деятельность с созданием «камерных» портретов друзей и членов семьи, с писанием пейзажей и натюрмортов.
В подготовке выставки принимали участие:
Государственная Третьяковская галерея,
Государственный музей изобразительных искусств
имени А. С. Пушкина,
Государственный музей Востока,
Государственный музей В. В. Маяковского.