Сергея Эйзенштейна нет необходимости подробно представлять. Создатель «Броненосца Потемкина», «Александра Невского» и «Ивана Грозного» известен не только на кинематографическом поприще, но и как автор многочисленных рисунков. Его работы сегодня хранятся в РГАЛИ (Российском государственном архиве литературы и искусства), а также в частных собраниях. Эскизы костюмов и сценические зарисовки режиссера неоднократно показывались на выставках. Одна из первых состоялась в Москве еще в 1956 году; в 1989-м - несколько листов были выставлены на аукцион Sotheby`s. Экспрессивные изображения, доходящие до откровенной фривольности, часто вызывали затруднения экспозиционеров. Однако разные составляющие эйзенштейновского рисования связаны между собой нераздельностью творческого процесса киносъемок, тем более что создавались не в «перерывах между боями», а буквально - во время.
Рисунки Эйзенштейна, сделанные во время съемок «Грозного» в Алма-Ате, «Ковчег» показал без купюр. Эта часть наследия происходит из коллекции Лидии Наумовой (1902 - 1986), непосредственного участника кинопроцесса и свидетеля того, как создавалась эйзенштейновская графика. В одном из интервью она вспоминала о временах съемок «Ивана Грозного»: «Пожалуй, в группе не было человека, кто в своих архивах не сохранил хотя бы один его рисунок. Сергей Михайлович настолько был творчески заряжен и щедр, что находился постоянно в состоянии рисования. Рисовал на чем попало и чем попало. А любой, стоявший рядом с ним, мог схватить и унести дорогую почеркушечку с собой. Но особенность моей коллекции состоит в том, что все до единого рисунка мне подарены им».
...С началом войны, когда киностудия «Ленфильм» эвакуировалась в Казахстан, известный советский актер Михаил Жаров перебрался туда со всей семьей. Так в Алма-Ате оказалась его сестра, художник Лидия Наумова. В феврале 1942 года с Лидией Ивановной был подписан договор о том, что киностудия приглашает ее «в качестве художника по разработке и выполнению эскизов костюмов для исторического двухсерийного фильма «Иван Грозный» в постановке Засл. деятеля искусств тов. Эйзенштейна С. М.».
Работа Эйзенштейна над фильмом началась еще до войны. В Алма-Ате режиссер был вынужден заново создавать творческую группу. Главным художником киноленты стал Иосиф Шпинель, ранее уже работавший с Сергеем Михайловичем над декорациями к «Александру Невскому». Реквизит, бутафория и костюмы были поручены эвакуированному из Ленинграда профессору Академии художеств Всеволоду Воинову. В 1943-м, после смерти Воинова, на Наумову легла вся ответственность за костюмы к «Ивану Грозному». Съемочная группа работала в огромном павильоне, переоборудованном из заброшенного циркового шатра. Работы было много, уставали, но «дорогого Сергея Михайловича никогда не покидал его искрометный юмор, - вспоминала Наумова. - Стоит только посмотреть на его рисунки-«фривольности», и становится понятной его яркая натура, острый, яркий, ироничный взгляд на события и людей. Он умел и на съемочной площадке создать атмосферу радости, веселья, розыгрыша».
В период работы выставки в «Ковчеге» Издательский дом «Искусство» выпустил альбом рисунков Сергея Эйзенштейна из коллекции Лидии Наумовой.