«Долгое лето»

Кликните для увеличения

 

    Сентябрь нередко оказывается временем приятных, хотя и чуточку щемящих воспоминаний о только что минувшем лете: дальних поездках, неожиданных встречах, августовском звездном небе… Выставка галереи «Ковчег» позаимствовала свое название у серии графических работ Гарифа Басырова (1944–2004), созданной художником в самом начале 1980-х. Листы этого цикла, запечатлевшие автобиографичные воспоминания мальчика-подростка, хранящиеся в коллекции Государственной Третьяковской галереи и собрании семьи художника, встретились в экспозиции после долгого перерыва.

   Другие участники проекта также знакомы зрителям по прежним ковчеговским выставкам. Так, в 2005 году в стенах Третьяковки прошла выставка «Зигзаги», представлявшая творческое наследие Александра Максимова (1930-1992) - на нынешней выставке можно увидеть, в частности, его экспрессивную, беспредметную, относящуюся к российской ветви ташизма гуашевую композицию «В разгаре лето» (1962). Кроме того, в экспозицию вошли листы из альбома 1990 года «Тамбовская дача», мастерски соединяющие изображения и авторские тексты-комментарии: Максимов, отдавший дань жанру аранжировки русского лубка еще в начале 1970-х, в более поздних работах нередко выступал «стихийным концептуалистом». Зрителей имели возможность познакомиться с серией произведений Федора Семенова-Амурского (1902-1980) - мастера, чрезвычайно почитаемого современными коллекционерами и оказавшего заметное влияние на Максимова и других художников его поколения.

   Как и некоторые предыдыущие выставки «Ковчега», эта экспозиция была лишена «академичного» хронологического подхода к сопоставлению произведений. И потому летняя тема продолжалась то в написанных маслом и акварелью в подмосковных поселках Кратово и Хлебниково работах знаменитого остовца Александра Лабаса (1900-1983), то в серии предвоенных живописных пейзажей выпускника ВХУТЕМАСа Леонида Казенина (1897-1965) и акварельных маринах его учителя Константина Истомина (1887-1942). Персонажи и жанровые композиции выполненного в 1930-е годы Меером Аксельродом (1902-1970) цикла «В степи» соседствовали с безмятежными батумскими и гурзуфскими видами Ростислава Барто (1902-1974), предоттепельной акварельной Москвой Николая Гришина (1921-1985), литографиями питерца Александра Ведерникова (1898-1975) и москвича Николая Витинга (1910-1991), рисунками Виктора Дувидова (1932-2000), а также созданными на творческой даче в Горячем Ключе романтическими акварелями Марии Мыслиной (1901-1976) и гротескными пляжными зарисовками одного из основоположников живописного «сурового стиля» Карла Фридмана (1926-2001).

   Присутствовали на выставке акварели Марка Клячко (1924-2000), миниатюрные прибалтийские этюды известного в послевоенные десятилетия книжного графика Александра Васина (1915-1971), «Купальщики» Бениамина Басова (1913-2000). Татьяна Коцубей (1915-1996) была представлена летними «фовистскими» гуашами, а карандашные рисунки 1960-х годов Ольги Эйгес (1910-1996) напоминали о том, что лето в городе - не только праздник, но и пыльные будни; в годы хрущевской «оттепели» воспитанница Александра Дейнеки зафиксировала тогдашние контрасты старой и новой столичной архитектуры. Завершали экспозицию недавние живописные холсты - пейзажи и натюрморты - Мая Митурича (1925-2008). Впрочем, важнее не перечисление узнаваемых имен, но «летний контекст», который складывался на выставке из работ авторов, оставивших заметный след в отечественном искусстве ХХ столетия.

 

 
Symbol