«От заката до рассвета»

Кликните для увеличения

 

В рамках международной программы «Ночь музеев»

Вечерние парижские кафе, ночные виды Каира, Москвы и Гурзуфа, последний московский трамвай, натюрморты в лунном свете и городские пейзажи при электрическом освещении,
тюрьма при заходе солнца, пьяные компании и самоубийцы в ночных дворах, прожекторы на ночных стройплощадках советского времени, также - захват железнодорожной станции красноармейцами у Антона Чиркова, фейерверки и маскарады Александра Шевченко, Ильи Машкова, Александра Русакова, тревожное небо над военной Москвой в акварелях Александра Лабаса и на холсте Ростислава Барто, кварталы «хрущевской» застройки при свете звезд в живописи Александра Максимова, персонажи «Мастера и Маргариты» в графике Гарифа Басырова, «Сон циркача» Бориса Григорьева и образы снов в монотипии Татьяны Коцубей, эротические фантазии в работах Ивана Ефимова и Сергея Эйзенштейна, «Ночь перед Рождеством» в иллюстрациях Аминадава Каневского и «Новогодняя ночь» Владимира Фаворского, текстильный объект Дмитрия Цветкова «Под теплой Родиной», другие «ноктюрны» Максимилиана Волошина, Антонины Софроновой, Николая Лакова, Федора Семенова-Амурского, Екатерины Григорьевой, Нины Котел, Константина Сутягина.

«Наступила темнота.
Не ходи за ворота:
Кто на улицу попал -
Заблудился и пропал».
Корней Чуковский. «Краденое солнце»

«Когда в городе гаснут праздники,
Когда грешники спят и праведники,
Государственные запасники
Покидают тихонько памятники».
Александр Галич. «Ночной дозор»

   С мая 2005 года по инициативе Министерства культуры и коммуникации Франции, а также при поддержке Международного совета музеев ICOM музеи Европы ежегодно проводят акцию «Ночь музеев». Год назад «Ковчег» уже был в числе московских музеев и галерей, присоединившихся к популярному арт-проекту. Ближе к нынешней весне кураторы задумались о том, каким образом очередной майский выставочный проект сможет соответствовать «Ночи музеев», и для начала заглянули в словарь.

   Обнаружилось, что, по мнению Толкового словаря живого великорусского языка Владимира Даля, «ночь - время, когда солнце бывает под закроем (горизонтом). При обращении земли, одна сторона ее глядит к солнцу, другая к затине; посему, для каждой точки на земле своя ночь». Кроме того, ночь - это «тьма, потемки, темь, темень, темнота, мрак». Не забыто было «невежество, незнание истин и добра; мрак духовный». Составитель приводит также пример: «Народ этот, умом и сердцем, живет в ночи».

   Тут самое время обратиться к определению слова «музей». Большая советская энциклопедия, например, утверждает, что так именуется «место, посвященное музам, храм муз». «В программе, принятой на 8-м съезде РКП(б) в марте 1919 года, - сообщает далее БСЭ, - записано: «Открыть и сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства, созданные на основе эксплуатации их труда и находившиеся до сих пор в исключительном распоряжении эксплуататоров».

   Закрыв очередной словарь и посовещавшись, кураторы довольно быстро пришли к соглашению, что именно выставка «ноктюрнов» из частных коллекций, посвященная изображениям ночи как таковой, а также разнообразным, смежным с нею, сюжетам как нельзя лучше подойдет для включения в программу «Ночи музеев»-2009. К подготовке экспозиции (получившей свое название вслед за одноименным фильмом Родригеса и Тарантино 1996 года выпуска), были привлечены коллекционеры, наследники художников, а также современные - в том числе, молодые - московские авторы.

Выставка подготовлена при содействии Политехнического музея,
а также «Галеев-галереи» и галереи «Элизиум».

 
Symbol