«Однокурсники»

Кликните для увеличения

 

   Выставка «Ковчега» представила творческие наследия известных московских художников-графиков, одновременно вступивших на творческий путь вскоре после Великой Отечественной войны: все они - выпускники столичного Суриковского института 1949 года. Формально не являясь творческим объединением, они продолжали профессиональное и дружеское общение многие десятилетия. За это время каждый нашел индивидуальный почерк - и все же, нечто общее считывается в работах всех четверых. Возможно, это образ времени: становление и признание Александра Васина, Николая Гришина, Марка Клячко и Бориса Маркевича пришлось на годы хрущевской «оттепели». Широко известные, в первую очередь, как художники книги, эти авторы много работали и в станковой графике. На выставке в «Ковчеге» были представлены произведения в техниках тушевого и карандашного рисунка, акварели и гуаши. 

Краткие биографии художников

   Александр Васин (1915 – 1971) до войны окончил в Москве архитектурно-строительный техникум и архитектурное отделение Московского инженерно-строительного института, во время войны - преподавал в военном училище по специальности «Строительство мостов». В 1946 году Васин поступил на 3 курс Московского художественного института имени В. И. Сурикова. В 1949 - 1971 годах Васин работал в крупнейших московских издательствах, участвовал в российских и международных выставках как художник книги, станковой графики, плаката и шрифта.

   Николай Гришин (1921 – 1985)  в 1940-1941 годах учился на искусствоведческом факультете Института философии, литературы и истории. В годы войны из-за плохого зрения его не взяли в армию, и он остался в столице, работая на военном заводе. По окончании Великой Отечественной войны Гришин поступил на третий курс графического факультета Суриковского института. По окончании вуза в 1949 году, получив диплом с отличием, Гришин быстро оказался в числе первоклассных мастеров книжной иллюстрации; одновременно художник продолжал работать и как акварелист. Но впервые акварели художника были показаны широкой публике уже после его смерти - в 1989 году в выставочном зале Союза художников. С этой выставки музеи, в том числе Третьяковская галерея и ГМИИ им. А. С. Пушкина, приобрели более сорока работ Николая Гришина. 

   Марк Клячко (1924 – 2000) получил  художественное образование в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова. Уже дипломная работа Клячко, серия книжных иллюстраций к «Ранним рассказам» Максима Горького получила высокую оценку, работы были приобретены музеем Горького в Москве. В первой половине 1950-х художник вошел в число мастеров книжной графики. Известными работами Клячко стали иллюстрации к повести «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя, а серия иллюстраций к новеллам  Луиджи Пиранделло, созданная художником в 1959 году, была приобретена Третьяковской галереей. С 1960 года Марк Клячко постоянно работал в издательстве «Советский писатель» - оформил произведения Исаака Бабеля, Михаила Зощенко, Валентина Катаева, Григория Бакланова, Николая Глазкова, Булата Окуджавы и других авторов. 

   Борис Маркевич (1925 – 2002) после окончания в 1949 году графического факультета Московского художественного института им. В.И. Сурикова работал во многих издательствах. Его книжная графика неоднократно удостаивалась дипломов и медалей. Маркевич был участником большого числа крупных выставок в СССР и за рубежом. Согласно данным международного справочника Who's who in Grafic Art за 1962 год, художник вошел в число 400 лучших графиков мира. Заслуженный художник Российской Федерации, член-корреспондент Российской Академии художеств.
 

 
Symbol