Петр Митурич (1887 – 1956), Петр Львов (1882 – 1944)
«Там жили поэты,- и каждый встречал другого надменной улыбкой». Впрочем, отношения между творческими людьми далеко не всегда складываются так, как у персонажей написанного в 1908 году стихотворения Александра Блока «Поэты».
Герои этой выставки – известные российские художники первой половины ХХ века Петр Васильевич Митурич (1887–1956) и Петр Иванович Львов (1882–1944). К слову, в упомянутом 1908-м оба они были на пороге профессиональной карьеры. Первому оставался год до завершения Киевского художественного училища; второй, воспитанник Н.Самокиша, Д. Кардовского и Я. Ционглинского в Петербурге, через год начнет участвовать в выставках и последовательно станет экспонентом «Мира искусства», «4 искусств», «Союза молодежи» и «Московских живописцев».
Их знакомство состоялось во времена совместной учебы в батальном классе Академии художеств. Примерно в 1915-м сложился дружеский круг, куда наряду с Митуричем и Львовым входили Владимир Татлин, Лев Бруни, Николай Тырса, Натан Альтман… Следующая встреча «двух Петров» была еще впереди – в 1920-е, во времена педагогической работы в московском ВХУТЕМАСе и жизни в соседних квартирах вхутемасовского дома на Мясницкой, 21. «Мои милые соседи Львовы, у которых я часто проводил время, - позднее запишет Митурич в воспоминаниях. – У нас с Петром Ивановичем были общие интересы и постоянные споры по искусству». Часть квартиры на девятом этаже была переоборудована под мастерскую Митурича; Львов с семьей жил за стенкой. Иногда Митурич стучал кулаком в стену и кричал: «Петр Иванович, приходите чай пить!» Тогда Львов должен был спуститься на улицу, обойти по двору корпус и подняться на девятый этаж. Впрочем, случалось и обратное. «Вчера меня кормили (у Львовых), потом мы рисовали оперного певца, а потом пришел Истомин и повел меня в цирк», - напишет Митурич в письме жене Вере Хлебниковой в 1926 году. Или в другом письме к ней же, через три года: «Сегодня вечером принес почтальон виноград и за доставку сорок копеек, пришлось к Петрушке (Львову) стучать – у него тоже нет, и заняли у гостей его».
После смерти Львова Митурич хлопотал о сохранении его творческого наследия, обращаясь за помощью в Комитет по делам Искусства РСФСР. Тогда же, весной 1944 года, он писал вдове художника: «Львов – это один из наиболее чистых и прелестных людей, каких мне довелось видеть. В конце концов, я, может быть, уже не так ценю его преданность искусству; это так органично в нем, так естественно, что в этом нет никакой его заслуги; я больше восхищался его изумительной, веселой, душевной деликатностью, с которой он подходил к людям и вещам; в сущности, в нем не было ничего мрачного; добрый как ребенок и, как ребенок, чистосердечно-жизнерадостный. Так он и остался у меня в памяти – светлым утверждением жизни. И больше уже никогда не блеснет тем доверчивым взглядом, который я любил ловить, разговаривая с ним». Выставка не имела задачи представить исчерпывающие творческие портреты обоих мастеров, оставивших заметный след в отечественном изобразительном искусстве ХХ столетия. Это был скромный показ коллекции их литографий, сложившейся в результате творческих обменов (оттиск Митурича за оттиск его друга и соратника Львова, или наоборот) на протяжении лет, прожитых, что называется, бок о бок. Представленные в экспозиции листы Петра Львова в разные годы были подарены Петру Митуричу и сохранились в семье художника. На выставке они соседствовали с работами Митурича 1920-1940-х гг: возможно, именно такой их «комплект» мог уцелеть и у наследников Львова.
Коротко об авторах: Петр Митурич родился в Петербурге. Отказавшись от традиционной для семьи военной карьеры, он прервал обучение в Псковском кадетском корпусе и в 1906 поступил в Киевское художественное училище. В 1909 начал обучение в Академии художеств в Петербурге. В 1915 участвовал в выставке «Мир искусств», рисунки Митурича были опубликованы в журналах «Аполлон» и «Голос жизни». В 1915 познакомился с Велимиром Хлебниковым, с которым возобновил отношения в 1922 и был дружен до самой кончины поэта. В 1916 был мобилизован, окончил военно-инженерную школу и служил на германском фронте. В 1918 прикомандирован к декоративно-живописным мастерским. В 1923 приглашен преподавать во ВХУТЕМАС, где работал до 1930. С 1925 по 1929 состоял в художественном обществе «4 искусства». Литографией начал заниматься в 1925 (был, правда, еще эпизодический опыт 1922 года в литографской мастерской при Биологическом музее университета). Работал в области станкового рисунка, живописи, книжной иллюстрации, много времени отдавал изобретательской деятельности, конструируя аппараты для передвижения по воде, воздуху и земле на «волновом» принципе. Получил восемь авторских свидетельств.
Петр Львов, уроженец Тобольска, с 1898 по 1901 учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) у К. Коровина, В. Бакшеева и С. Иванова, а позднее, в 1902 – 1913, в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств в Петербурге. В 1909 начал участвовать в выставках. В 1924 – 1929 преподавал во ВХУТЕМАСе – ВХУТЕИНе, а с 1933 по 1935 – в ленинградском Институте живописи, скульптуры и архитектуры (ИЖСА). В мае 1927 в Токио прошла большая выставка советского искусства, на которой в числе экспонентов были Митурич и Львов. С конца 1920-х активно работал в литографии. В 1938 прошли две персональные выставки в Москве, в 1939 – выставка литографий в Ленинграде. Много произведений создал в жанрах городского пейзажа, а также интерьера и портрета. «Я всегда писал и пишу только с натуры, - признавался Львов, - избегая той лжи и мертвенности, которые так легко изобличаются в работах, где бывает добавлено нечто «от себя».