«Рисунки по делу»

Кликните для увеличения

 

Москва. ЦДХ. Международная художественная ярмарка "Арт Москва 2005".

  
Павел Шевелев оказался единственным художником, направившимся рисовать в Мещанский суд города Москвы на процесс по делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева не по заказу какого-либо издания, а исходя из собственного интереса. Можно сказать, что молодой график определил свое отношение к довольно активно обсуждаемой в последнее время теме «искусство и современность». На протяжении нескольких месяцев он почти ежедневно ходил в зал судебного заседания, чтобы создать серию документальных рисунков, складывающихся в хронику одного из заметных сюжетов российской современности. Его рисунки лишены пафосной публицистичности, почти беспристрастны. Изображены выступления прокурора и адвокатов, портреты судей, подсудимых в клетке, свидетелей на трибуне, заснувших конвойных… Разглядывать рисунки, становясь с помощью Шевелева причастным к не сходившему с газетных страниц процессу, интересно, но показывать эти листы «Ковчег» никогда бы не взялся, если бы кураторы не усмотрели в них художественных достоинств. К тому же, говоря громкими словами, гражданская позиция молодого автора этого небанального проекта не могла не вызвать кураторских симпатий.

   Работы Шевелева вполне можно отнести к жанру courtroom art – «искусству судебного зала», имеющему свою предысторию в мировой художественной культуре. Менцель и Остеррайх в XVIII веке, а в следующем столетии – Гаварни и Домье оставили немало подобных жанровых изображений. Их литографии воспроизводились в журналах, появлялись в виде отдельных альбомных изданий. Большая серия литографий «Красные мантии» с портретами судей на заседаниях суда публиковалась, например, в Vanity Fair во второй половине XIX века; на рубеже ХХ столетия в Бостоне работал Дуайт Кейз Стерджес, автор серии офортов с изображениями судебных процессов. История мирового искусства прошлого века вообще пестрит именами художников, связанных с этим жанром – только в России он пока не слишком прижился.

   Свидетельства времени всегда интересовали кураторов «Ковчега». Для рассмотрения выбирались разные стороны действительности. Можно вспомнить выставки «Память нёба» (тема еды в изобразительном искусстве ХХ века), «Сто лет с огоньком» (о курении и курильщиках), «На солнечном пляже в июне», посвященную теме отдыха у воды. Один из таких проектов – «Слушали – постановили», о рисовании на всякого рода собраниях. Экспозиция на «Арт Москве 2005» в чем-то родственна той выставке: документальная функция соединяется в рисунках Шевелева с решением профессиональных задач рисовальщика.


 
Symbol