«Первая книга о растениях»

Кликните для увеличения

 

Москва. ЦДХ. Международная художественная ярмарка "Арт Москва 2002".

   «Чтобы комнатные растения развивались равномерно, их нужно поворачивать к свету то одной стороной, то другой. Наклейте на одну сторону горшка полоску цветного скотча и в четные дни месяца поворачивайте горшки скотчем к окну, а в нечетные – от окна». Журнал «Наука и жизнь» №12, 2000, стр. 147.

   В 2001/02 г.г. – своем четырнадцатом выставочном сезоне – «Ковчег» не раз обращался к сюжетам, неизбывным для отечественной художественной культуры ХХ столетия. Таковы были экспозиции «Память нёба» (еда в российском искусстве), «Акварель и время» (эволюция акварельной лирики), «Сто лет с огоньком» (курение и курильщики как предмет изображения). К этому ряду можно отнести и «Первую книгу о растениях» – выставочный проект галереи на стенде ярмарки «Арт Москва 2002».

   Энциклопедическая изобразительная скрупулезность как бегство от обвинений в формализме и прочих «грехах» – скорбная, но закономерная примета середины завершившегося столетия. С другой стороны, немало художников, начинавших свой творческий путь накануне хрущевской «оттепели» именно на поле камерного книжного рисования, впоследствии пробились в мэтры «другого искусства». Эстетика почти анонимного, эмоционально неокрашенного творчества уверенно утверждается и в сегодняшней художественной ситуации.

   Следуя традиции сопоставления художников разных поколений (и, следовательно, разных культурных эпох), на своем стенде «Ковчег» представляет графические листы начала 1950-х г.г. и скульптурные опыты наших дней; они объединены кажущейся ничтожностью фиксируемого параллельного человечеству мира...

   Краткие сведения о художниках на стенде:

   Борис Булгаков (1893 – 1964) родился в Киеве. В 1913 поступил в Киевский Императорский Университет Св. Владимира, сначала на медицинский факультет, а позднее – на историко-филологический. К этому времени относятся первые изобразительные опыты. В августе 1916 ушел вольноопределяющимся – добровольцем – на фронт. За участие в военных действиях был награжден несколькими орденами, вместе с которыми получил личное дворянство, а затем – двумя Георгиевскими крестами (ими офицеры награждались лишь за исключительное мужество, проявленное в боях).
   В 1921 зачислен на графический факультет Вторых Московских свободных художественных мастерских, затем переименованных во ВХУТЕМАС. Однокурсник Дейнеки и Гончарова, он закончил учебу в 1926. В это же время начал участвовать в выставках, в том числе и зарубежных. Успешным было участие в выставке в Чикаго в 1933: ряд произведений оказался приобретен европейскими музеями. Обстоятельства биографии определили зависимость творческих поисков художника в более поздние годы от ужесточившихся требований времени. Поскольку его индивидуальный творческий почерк был признан формализмом, сделал несколько попыток приспособиться к требованиям воцарившегося соцреализма. Однако творческого подъема это в нем не вызвало, и художник сосредоточился на работе в издательстве «Детская литература».

   Александр Лягин родился в 1954 в городе Бор, недалеко от Нижнего Новгорода. После школы поступил на историко-филологический факультет Нижегородского университета, но через год бросил занятия и ушел в армию, окончил училище и стал кадровым военным. Первое место службы – городок Аятуз в Казахстане, где жили переселенцы и заключенные. После перевода в Усть-Каменогорск неожиданно для себя начал рисовать. Только со второй попытки удалось поступить в Строгановку, на керамический факультет. Его учителем по скульптуре стала известный мастер Аделаида Пологова. Окончил МВХПУ в 1990, через два года вступил в Московский союз художников. Монументальные работы установлены в Москве (в частности, мемориальная доска в память писателя Анатолия Рыбакова на Арбате) и Нижнем Новгороде. Произведения находятся в частных коллекциях в России, Англии, Франции, Германии, Нидерландов и Канады. В 2001 творческий коллектив, участником которого является художник, стал лауреатом московской выставки-конкурса «Ландшафтная архитектура. Взгляд из дома» в номинации «Лучший элемент ландшафтного дизайна».


 
Symbol