«Музей неактуального искусства, часть I. Живопись и графика 1900-х – 1940-х гг.»

Кликните для увеличения

 

Москва. ЦДХ. IX Российский Антикварный салон.

   …Если правду говорят о том, что где-то есть искусство актуальное, существенное для настоящего момента (определение из словаря Ожегова), то, видимо, встречается и полная его противоположность: станковое искусство, утверждающее вневременные, универсальные эстетические, да и вообще человеческие, ценности.

   В разные десятилетия уходящего ХХ века «актуальность» в российской художественной культуре трактовалась по-разному, но всегда как-то так получалось, что в роли самых несвоевременных живописцев и графиков оказывались именно те художники, кто, оставаясь в стороне от пресловутого социального заказа или просто главенствующих в искусстве тенденций и глобальных стратегий, честно и высокопрофессионально работали в наиболее соразмерных зрителю камерных жанрах пейзажа, портрета или натюрморта. Стремление обойти тематику «героических будней» и «освобожденного труда в молодой советской республике», одновременно сосредоточившись на созвучных времени сугубо пластических поисках, еще при жизни несправедливо отодвинуло большинство таких авторов на периферию общественного сознания.

  Мы уже давно привыкли к тому, что каждое десятилетие завершающегося столетия для нас символизируют пять – десять художнических имен. За каноническими фамилиями встает образ прошедшего времени, но подлинный потрет любой эпохи недостоверен и без искусства неангажированных художников «второго ряда», стремившихся следовать природе художественного творчества и собственной честности. Желание восстановить справедливость по отношению к их наследию и привело к работе над нынешним выставочным проектом.

   Экспозиция «Музея неактуального искусства» – результат совместной работы Московского центра искусств, галерей «Ковчег» и «Элизиум». Это не заговор консерваторов, не попытка кураторов-ревизионистов пересмотреть историю отечественной визуальной культуры. Такое соединение творческих усилий тех, кто сегодня работает «на одном поле», представляется создателям «Музея» закономерным и даже неизбежным. Безусловно, эта «музейная» экспозиция – как и любая другая – не могла исчерпать всего многообразия произведений, хранящихся в семейных архивах художников или в частных собраниях, это всего лишь одна из возможных версий. Перед зрителями предстала попытка дополнить привычную картину отечественного искусства ХХ века – в данном случае только первой его половины; «вторая серия» реализована позднее.

   Фрагмент экспозиции был представлен в некоммерческой программе IX Российского Антикварного Салона.


 
Symbol